Как в агрогородке Коровчино сельские мастерицы сохраняют и передают детям искусство лаптеплетения

Как в агрогородке Коровчино сельские мастерицы сохраняют и передают детям искусство лаптеплетения

Дрибинщина – богатый на народные промыслы край, который славится многими ремеслами. Среди визитных карточек района – шаповальство и лаптеплетение. Их удалось возродить и сохранить благодаря неравнодушию местных мастеров. Люди годами собирали у старожилов воспоминания и перенимали умения, чтобы передать следующим поколениям этот бесценный опыт. Сегодня дрибинские валенки и лапти внесены в список нематериальных историко-культурных ценностей страны и известны далеко за пределами Могилевской области. Корреспонденты БЕЛТА побывали в агрогородке Коровчино и познакомились со старинными обувными трендами.

На пороге районного Дома ремесел нас встретила младший научный сотрудник учреждения Валентина Моисеева, которая стояла у истоков возрождения многих видов творчества этой местности – лапти, соломка, лоза, вытинанка, ткачество… За время работы научилась всему – и рушник вышивкой украсит, и половик свяжет, и пояс узорный соткет. “Надо было не только перенимать уникальный опыт местных старожил, но и передавать его дальше. Так, работники районного Дома ремесел взяли функцию по сохранению народного наследия на себя, – поясняет она. – Учились у здешних бабушек Надежды Кирилловой, Ефросиньи Сбродовой, Нины Кононковой. Брали лозу и ходили к ним в гости”.

Надежда Прокофьевна в то время уже была прикована к постели. В первый раз, когда к ней пришли на мастер-класс по лаптеплетению, распереживалась: “Ой, деточки, я ж уже ничего не помню – давно это было…”. А потом взяла лыко в руки, подержала – и сработала мышечная память: грубый и неподатливый материал стал превращаться в небольшой лапоток. Местные мастера ходили к ней больше двух недель, стараясь сильно не утомлять пожилого человека. Способ плетения лаптей фотографировали, записывали на видео, чтобы была возможность в любое время пересмотреть. Теперь у них запечатлено каждое движение сельчанки, хранившей в памяти старинную традицию. Со временем, не без усилий, плести лапти научился весь районный Дом ремесел. А теперь педагоги передают свои знания и малышам – воспитанникам детского образцового кружка “Лапоточек”.

Младшие школьники, конечно же, лыко самостоятельно не вяжут – нет такой силы в детских руках. Азы старинного ремесла им показывают на соломке или крафт-бумаге. Удивительно, но интерес к этому виду народного творчества у молодого поколения не снижается – приходят одни дети, приводят своих сверстников, затем поколения сменяются. Мастера говорят, что когда на больших мероприятиях сидят коровчинские мальчики и девочки в национальных рубахах и дают мастер-класс по плетению лаптей, это всегда обращает внимание. Подивиться, как лыко превращается в старинную обувку, подходят и взрослые, и дети.

Дрибинские лапти очень узнаваемы и даже имеют собственное название – “зрячие”, так как между плотным основанием подошвы и курцами (специальными лыковыми петельками, через которые продевается обора), остаются свободные окошки – “глазки”. Оказывается, есть не один способ создания лаптей: помимо прямого плетения, как в Коровчино, есть еще косое, которое можно было встретить на Смоленщине. Российские модели плелись с закрытыми носком и пяточкой, а местные – с открытыми, поэтому и вязались намного быстрее. Для того чтобы лапти были потолще и дольше носились, можно было делать так называемый подплет на подошву. И еще интересный момент: оставишь длинные курцы – будут лапти высокие, маленькие – низкие. Чем-то особенным лапти не украшались, единственное, могли плестись более аккуратно и искусно. Такие ровненькие лапоточки называли праздничными и одевали только по особому случаю.

Сплести одну пару лаптей можно за один день, а вот сносить – за 2-3 дня, особенно если предстояла дальняя дорога – например, в город на ярмарку. Поэтому даже к такой простой обуви наши предки относились бережно и чаще всего ходили босиком – жалели не свои ноги, а именно лапти. Шли в гости или на торжки – лапти несли на плече и надевали уже по приходу. Отдельная история – деревенские танцы, на которые можно было пойти в лаптях, а прийти домой только в одних оборах. Все-таки эта обувка не выдерживала такой большой нагрузки. Ходили в лаптях и зимой, а чтобы было теплее, подстилали под стопу соломку или укладывали овчину.

“В свое время мы тоже надевали лапти собственного плетения – носили под национальные костюмы на фестивалях и массовых мероприятиях. Сразу скажу, что это не самая удобная обувь: онучи сбиваются, оборки сползают, а если затянешь их потуже, и вовсе пережимают ногу, – признается Валентина Моисеева. – К слову, раньше лапти плели взрослые – в основном мужчины. Самое время для этого занятия – зима, когда нет интенсивных сельскохозяйственных работ. Достанут вязанку лыка из-под крыши, где сушили летом, положат в большие чугуны – и в печку запаривать, ведь чем мягче лоза, тем проще с ней работать. Женщины ткали, шили и вышивали, а мужчины плели лапти, хотя в послевоенные годы пришлось и сельчанкам взяться за это ремесло. Люди ходили в лаптях еще в 1950-е, это уже потом появились сапоги”.

Лыко наши предки традиционно заготавливали в июне, когда начинается сокодвижение. Возрастные деревья для этого не подойдут – нужны именно молодые побеги. Пригодность палочки, с которой потом снимут кору, определяли на глаз. В идеале она должна была быть размером с “цапок” – тросточку, на которую опираются старики при ходьбе. Тонкую кору разрезали ножом вдоль основания, снимали, скручивали в моток и сушили. Когда нужно было сплести лапти, заготовленный материал распаривали в кипятке, затем снимали кору и линовали – разрезали на ленточки. Если лапти нужны побольше – полоски режут пошире, на детскую ножку – поуже. Получается, что размер лаптя зависит именно от ширины исходного материала.

“Местные жители вспоминали, что ходили в такой обувке в сельскую школу, вместо сменной обуви тоже приносили лапти: закинут за спину – и пускаются в дорогу, – рассказывает Валентина Моисеева. – Пока на учебу по осенней слякоти дойдут, лапти уже мокрые, их снимают и вешают сушиться на грубку, а чистые надевают. Так и жили. Вспоминая свое прошлое, местные бабушки говорили: не дай бог лаптям вернуться! Ребята, которые учатся в Доме ремесел, примеряя лапти, тоже удивляются и недоумевают: это же совсем неудобно, как раньше в них ходили?”

По словам младшего научного сотрудника, тема лаптей нашла широкое отражение и в народном фольклоре. Чего только стоит душевная и веселая частушка: “Эх, лапти мои, лапти лыковые, вы не бойтесь, ходите, тятька новые сплете!”. Или всем известные фразеологизмы “лыка не вяжет”, “обуть в лапти”, “лаптем щи хлебать”. С этой сельской обувью связаны и некоторые поверья: например, старый изношенный лапоть вешали над детской кроваткой. Считалось, что такой оберег защитит ребенка от сглаза. Повесишь лапоть на плетень – жди в доме удачи. И люди искренне в это верили. Участвовала лыковая обувка и в колядных гаданиях. Бросишь лапоть через забор – куда мысок покажет, с той стороны и сватов ждать.

“Мы сохраняем мастерство лаптеплетения для того, чтобы люди помнили свои корни, культуру и традиции, – подчеркнула мастерица. – Это наша история, которую надо знать, чтобы понимать ценность и комфорт современной жизни, где все делается для человека. Когда дети видят те же лапти и узнают, как их сложно делать и носить, начинают больше ценить то, что сегодня имеют. Ведь раньше вся жизнь простого человека представляла собой тяжелый труд. Мой отец, который в детстве еще ходил в лаптях, будучи взрослым, всегда говорил: вы счастливые люди, потому что живете в такое хорошее время, когда у вас все есть”.

Шестиклассник Богдан Дюбкин занимается лаптеплетением уже не один год. Старинную обувь он неоднократно примерял на себя. Школьник знает, что лапти просто так не оденешь: надо сначала обмотать вокруг ноги онучи, а потом уже завязывать лыковую обувку. “Походить в лаптях еще можно, а вот в футбол точно не поиграешь, – делится он. – Разорваться не разорвутся, а вот убежать в них далеко не получится – слишком неудобные для активных игр. Лапти из лыка пока не делал, тренируемся на бумаге – это гораздо проще и быстрее. Когда плетешь лапоть, нужно быть очень внимательным: делать все правильно и аккуратно. В первую очередь это увлечение мне интересно – хочется знать, как жили наши предки. Раньше я даже не задумывался, что в старые временя все было так сложно”.

Руководитель детского образцового кружка “Лапоточек” Жанна Жорова преподает ребятам старинное искусство как в самом Доме ремесел, так и на дополнительных занятиях в местной школе. Искусством лаптеплетения она занялась 9 лет назад. Все свои знания старается передать детям, хоть они и становятся со временем менее усидчивыми и любознательными. Однако мастерица знает, как увлечь воспитанников, и дает им гораздо больше знаний: рассказывает о народных обрядах и поверьях, традициях и образе жизни наших предков.

“Когда детки приходят к нам в кружок, сразу спрашиваю о наличии самых простых навыков: узелки вязать умеете? Шнурки сами завязываете? Нет! И мы начинаем показывать им элементарное, – поясняет мастерица. – А как по-другому? Если не научишь завязывать узелки, то и с лаптями ничего не получится. И еще момент: ребенка надо увлечь и не допустить того, чтобы он отказался от выбранного занятия, как только у него что-то не получилось. Лапти мы плетем из рогозы, соломки, лозовой коры, крафт-бумаги, газет – всех подручных материалов”.

“Сегодня мы, работники Дома ремесел, являемся носителями этого мастерства, и его надо передавать дальше, – заключила Жанна Жорова. – Ведь плетение лаптей – белорусская история, наше культурное наследие. Конечно, эта обувка плелась не от хорошей жизни, а от людской бедности. Лапти сейчас можно увидеть не только в музеях, стилизованных театральных постановках или исторических фильмах, но и в сельской местности – часто у нас их заказывают для декорирования агроусадеб. Это ремесло продолжает жить, пусть и в новом современном формате”.

Юлия ЕВМЕНЬКОВА,

фото Олега ФОЙНИЦКОГО,

БЕЛТА.-0-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *